jitie_katolika (jitie_katolika) wrote in molitvakatolika,
jitie_katolika
jitie_katolika
molitvakatolika

Category:

о. Анри Каффарель В ПРИСУТСТВИИ БОГА (100 писем о молитве)

73. Воздыхания Духа

Мой дорогой Этьен, хочу отметить одну
фразу из твоего письма: «Мне тяжело слышать,
как постоянно повторяют, что Дух Святой мо-
лится в нас воздыханиями неизреченными. Это
выражение кажется мне ужасно мелодрама-
тичным». Думаю, ты едва не добавил, что ис-
пытываешь страх перед всяческими «воздыха-
ниями»! По твоему мнению, Духу Святому сле-
довало бы скорее внушать нам триумфальные
осанны, не так ли?
Но знаешь ли ты, кому принадлежит это вы-
ражение, против которого ты восстаешь? —
Апостолу Павлу! Ты согласишься, что это не ка-
кая-нибудь хлипкая душонка, но душа мужест-
венная, боевая, вся устремленная к победе. Ес-
ли он употребил слова, которые вызывают твое
неудовольствие, то это потому, несомненно, что
не нашел других, которые бы лучше передава-
ли ту молитву Духа Святого, которую он нахо-
326
дил в самом себе, как только сосредоточивался.
Да, из его пламенной и мужественной души
поднималось непрестанное воздыхание — ос-
новной тон его молитвы.
Обратись к контексту, т.е. к 8-й главе посла-
ния к Римлянам: ты тотчас же убедишься, что
слово «воздыхание» было выбрано неслучайно.
Оно трижды повторяется в трех следующих
один за другим абзацах, оно находится там в
тесной связи со словом «ожидание», также
употребленном трижды, и со словом «надежда»
(употребленном пять раз1.
Чего же, стало быть, ожидают, на что наде-
ются с воздыханиями? Нашего освобождения,
нашего избавления. Действительно, в то время,
как мы изо всей силы стремимся воссоединить-
ся с Богом, Который нас зовет и дарует нам
вечную жизнь в Своей любви и в Своем счас-
тье, нас продолжают удерживать в плену зем-
ля, век, тело. И чем более живой становится на-
ша любовь к Отцу, тем более пламенной
делается наша надежда, тем более трогатель-
ны наши воздыхания.
1В русском синодальном переводе дважды вместо
«воздыхания» употребляются слова «стенает», «сте-
наем» (ср. Рим 8,22.23). — А. М.
327
Как ты увидишь, согласно св. ап. Павлу, не
только христианская душа, но вся природа,
вся вселенная охвачена этими воздыханиями:
звезды и земля, леса и пустыни, поля и живот-
ные. Глухое, неустранимое, непрестанное воз-
дыхание, как бесконечная огромная волна,
вздымается к Богу от этого мира, который то-
мится, сам того не зная, по «свободе славы сы-
нов Божиих».
То, чего не знает вся тварь, знает христиа-
нин. И воздыхания вещей, и воздыхания всех
людей, — которые зачастую знают не больше,
чем вещи, то, о чем они томятся, — соединяет-
ся в нем с воздыханиями его собственного сер-
дца, сердца чада Божия, нетерпеливо ожидаю-
щего столь желанной встречи со своим Отцом.
Как видишь, мы далеки от слезливых возды-
ханий и причитаний слабой души. На самом
деле, воздыхания эти суть рвущийся из глуби-
ны души метафизический порыв, космическое
томление. Но этот порыв оставался бы тщет-
ным, если бы Дух не присоединял Свои «возды-
хания неизреченные» (неизреченные, значит,
непередаваемые человеческими словами) к воз-
дыханиям всей твари, чтобы преобразить их в
неодолимую молитву, к которой Бог не может
оставаться безучастным.
328
Одним словом, это всеобщее воздыхание,
согласно впечатляющему образу, данному св.
Павлом, есть стон всего творения, охваченного
муками мистического и грандиозного рожде-
ния — рождения Царствия Божия.

Эта книга находится в свободном доступе
библиотеки сайта SALVEMUS!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments